«Меня зовут Вова, и я предпочитаю экзотический туризм. За мои впечатления в поездке отвечают слух, нюх, вкус и осязание. Твоя мама не отпустит тебя со мной, потому что я обожаю экстрим, чем опаснее, тем круче! Хоть моя съёмочная команда в ужасе стонет, я не вижу никаких препятствий»,  – так сообщает в описании своего нового youtube-шоу «Куда глаза не глядят» Владимир Васкевич.

За свои 27 лет он успел написать пару книг, объездить больше 20 стран мира, водить экскурсии по Екатеринбургу (откуда Владимир родом) и Санкт-Петербургу, преподавать, волонтёрить… И всё это в полной темноте, потому что он слепой с самого детства. Это не мешает Владимиру жить полной жизнью и ставить всё новые и новые цели.

Мы узнали об активном и талантливом молодом человеке (назвать его инвалидом просто язык не поворачивается) благодаря новому проекту – шоу о путешествиях по России. Пандемия коронавируса немного изменила привычный для Владимира ритм – он не может много ездить за границу. Но это же дало ему возможность изучать российские города и пробовать себя в роли ведущего.

— Трэвел-шоу – это определённый срез того, что делаю на протяжении последних лет, я продвигаю бренд незрячего путешественника. И на основе этого бренда сформировано несколько проектов. Во-первых, это серия экскурсий «Путешествие в темноте», когда я вожу зрячих людей с завязанными глазами по городам, в основном, по Екатеринбургу и Санкт-Петербургу. Во-вторых, была написана книга «Путешествие без границ» про то, как путешествует слепой, и её своеобразная вторая часть – энциклопедия, как экономить на разных поездках, мой опыт, который я приобрел, посетив 20 стран. Есть и другие трэвел-проекты: я партнёрюсь с такими компаниями, как «Бла-бла-кар», Like Hostel, Aviasales. Однажды я смог проехать всю страну – от Калининграда до Владивостока на попутках и «Бла-бла-каре» за 45 дней.

С марта этого года у меня появился новый проект – трэвел-шоу «Куда глаза не глядят». Мне очень хотелось быть ведущим такого шоу – это самый эффективный способ рассказать миру о людях с инвалидностью, что они так же, как и все остальные, путешествуют, почему они это делают. Я не то чтобы хочу поменять отношение общества к инвалидам, скорее, показать, как всё есть на самом деле. В России общество уже относится положительно к инвалидам, но мы всё равно часто ощущаем жалость. Хочется чего-то более адекватного. Проект выходит на Youtube, но он требует очень много сил и времени. Сейчас мы ведём переговоры с телеканалами, очень хотели бы, чтобы программа выходила на телевидении.

— Несмотря на то, что отношение к инвалидам в обществе улучшается, инфраструктуры для них всё равно нет. Приспособлены ли города России для таких, как вы?

— Можно сказать, то, что подходит колясочникам, например, не подходит слепым. Это как северный и южный полюс! Те же самые бордюры. Колясочникам они мешают, а незрячим — нет. Нам удобно, когда широкие тротуары, перпендикулярные перекрёстки, квадратные кварталы, минимальная радиальная система (это когда улицы расходятся, как солнечные лучи, как в Москве или Иркутске).  Для незрячих всё это гораздо удобнее, чем какая-нибудь Прага, где везде брусчатка лежит, или Париж, где одна улочка может начинаться и кончаться в одной точке, причём приходить туда змейкой, или Венеция с очень узкими улицами, когда руками можно дотянуться до двух разных стен… В плане перемещения по городу Россия гораздо удобнее Европы. В плане технологий, конечно, у многих европейских стран больше возможностей, к ним быстрее приходят инновации. С точки зрения взаимодействия с клиентом-инвалидом, с точки зрения интерактивных элементов в музеях, доступности, там больше возможностей, но в совокупности я бы не сказал, что в России хуже живётся или сложнее путешествовать. А, учитывая, что русскоговорящих людей за рубежом очень много, там разобраться можно даже без знания языка или с очень плохим уровнем, как у меня. Например, я приехал в город Гамбург и узнал, что даже там 10 % русскоговорящего населения. Это примерно полтора миллиона человек русскоговорящих – латыши, эстонцы, украинцы, казахи…

— Когда пришла идея путешествовать, изучать другие страны?

— В совершении любого действия лежит вопрос мотивации. У меня такая мотивация появилась с детства, когда родители мне читали книги. Потом я освоил шрифт Брайля и начал их сам читать. Родители научили меня путешествовать, например, свозили меня в Доминикану, когда появилась такая возможность. И я понял, что путешествия – это самый идеальный способ для меня как для слепого развиться всесторонне, сломать огромное количество стереотипов, я стал самостоятельно ходить, общаться с разными людьми. Я смог подходить к людям на улице и просить их о помощи тоже благодаря путешествиям, выступать со сцены. Со временем пришли деньги, и сейчас для меня путешествия – не просто поездки в новые страны, а ещё и возможность заработка. Большинство проектов, которые приходят ко мне, идут через трэвел-сферу, через мой бренд слепого путешественника.

— У вас уже сложилась своя команда?

— У нас есть большая команда, которая работает на трэвел-шоу. Десять человек ездит со мной на съёмки, плюс ещё около десяти человек занимаются монтажом, графикой, дизайном, стилистикой и прочими вещами. Это новый проект, мы его только начали с марта. Обычно я путешествую в одиночку. Но есть ряд единомышленников, которые работают со мной. Первый из них – это моя жена, которая во всём помогает, начиная со стиля одежды и подготовки документов, заканчивая ведением блогов и соцсетей. Все тексты я обычно пишу сам, отвечаю на сообщения тоже сам, а она выкладывает – так получается оперативнее, у меня не всегда на это есть время.

Владимир проводит экскурсию «в темноте»

— Насколько сейчас проще стало пользоваться интернетом. Есть ведь специальные программы для слепых?

— Всё возможно, но если ты живёшь в режиме блогера, когда нужно публиковать огромное количество текстов и при этом ещё и на жизнь зарабатывать, уже сложновато. Гораздо медленнее, чем зрячим. Я себя блогером не считаю, я путешественник. У меня нет огромного количества подписчиков, всего 4 тысячи человек «ВКонтакте». Да, они целевые, они со мной живут и переживают, но это узкий круг. В Инстаграме и Фейсбуке – где-то по полторы-две тысячи. Я практически не развиваю соцсети в этом смысле, нет времени. У меня установлено много программ и приложений на телефоне, они нужны мне для путешествий. Когда я путешествую, со мной всегда ноутбук, телефон. В телефоне – такие же приложения, как и у вас: Aviasales, «Яндекс.Такси», «Сбербанк», мессенджеры, соцсети. Ими можно управлять как голосом, так и сенсорно. Голосом не всегда точно получается, потому что у меня есть нарушения дикции, программа не сразу понимает, чего я хочу.

— На ваш взгляд, есть ли различия в том, как пахнут разные страны?

— Это слишком просто! Как может пахнуть Франция? Сырами? Я бы так не сказал. Хотя в своих программах я иногда говорю, что Брянск пахнет сеном, потому что я там два дня провёл на конезаводе, а Вологда – солью, потому что я там соль варил. Если мы адекватно смотрим на ситуацию, общая картина складывается из калейдоскопа ощущений. Страну характеризует картина, которая складывается из запахов, звуков, вкусов, общения с людьми. Я обычно не выделяю моноощущения.

— Где вам больше всего понравилось за последнее время?

— Если взять тот год, что у нас идёт пандемия, я за границу не ездил. Я сделал себе прививку, попросил, чтобы сделали «Спутник V», но мне сделали «КовиВак». Я теперь никуда уехать не могу, хоть прививка есть. Сейчас я поглядываю на Румынию: там можно вакцинироваться Pfizer и потом поехать без проблем куда хочешь. Но пока я не уверен, что вторая прививка будет полезна моему организму.

За последнее время мне больше всего понравилась Чечня. Великолепный регион, окружённый массой стереотипов людей, которые там не были. Я рекомендую туда съездить всем, даже тем, кому страшно. Она очень крутая  — горы, природа, хорошие люди. К туристам там относятся отлично, жители очень гостеприимные. Понравились Кавказские Минеральные Воды, Калининград, Балтика вообще очень преобразилась – в пандемию там стало всё развиваться. В Мурманске дождались северного сияния – ради фотки для Инстаграма. Много мест красивых в России! Я недавно прилетел из Самарской области, где проводил обучение для ребят. Это национальный парк «Самарская лука» в 70 км от Самары, там много диких животных, около палатки лисы дрались по ночам, змея напала на другую змею недалеко от нашего лагеря. Ребята видели. А вот Абхазия стала для меня разочарованием года!  Отвратительный сервис, про который я был наслышан, но не думал, что он настолько плохой. При этом цены там сейчас как в Сочи. У нас в Петербурге килограмм черешни стоит 200 рублей, а в Абхазии – 350. Кроме гор и чистого моря там нет ничего интересного, но этим никого не удивишь. Если бы сейчас можно было поехать в Грузию, я бы лучше туда съездил. Это страна у меня на втором месте по отношению: цена – качество – природа. Но больше всего я люблю Италию.

Шоу Владимира Васкевича «Куда глаза не глядят» реализовано при поддержке Института развития интернета (АНО ИРИ). Это некоммерческая организация, которая финансирует различные контентные проекты в сети. Благодаря участию ИРИ, несколько документальных и художественных сериалов уже попали на различные телеканалы и в онлайн-сервисы (Start, МТС.ТВ, More и другие). Надеемся, что и приключения слепого путешественника найдут путь к зрителю.

Фото и видео предоставлены Владимиром Васкевичем