В законодательстве, как внезапно для себя выяснила группа депутатов Госдумы, нет требований к доступности туристических объектов для посетителей с ограниченными возможностями. Первые новости об этом появились ещё в апреле 2024 года, однако до внесения законопроекта на рассмотрение Думы дело дошло только сейчас. «По дороге» закон пополнился и другими подробностями: в частности, в документе речь идёт о доступности музеев и прогулочных зон в парках и других общественных пространствах, обязательном сопровождении людей с расстройствами функции зрения, выделении дополнительных парковочных мест на стоянках и т.д.
В случае принятия, как утверждается в пояснительной записке, закон определит основные гарантии для туристов с инвалидностью. Среди них указываются, например, обеспечение беспрепятственного доступа к гостиницам, отелям, домам отдыха, получение необходимого сопровождения и помощи, появление адаптированных систем навигации и информационных сервисов. Кроме того, туристические услуги для людей с ограниченными возможностями должны будут оказывать сотрудники, которые прошли соответствующее обучение.
Что на практике?
Представители туриндустрии, в целом, инициативу депутатов поддерживают, однако указывают на то, что документов, которые регламентируют, в частности, условия размещения инвалидов в гостиницах, и без предлагаемого закона достаточно. Проблема в том, что необходимые требования в большинстве случаев попросту не соблюдаются.
Руководитель интегративной студии для людей с расстройствами аутического спектра «Зелёное яблоко» Ольга Николаева в разговоре с порталом Profi Travel отметила, что проблемы инклюзивного туризма в нашей стране начинаются ещё на этапе планирования. Например, при покупке билетов на самолёт родители детей с ОВЗ часто сталкиваются с тем, что авиакомпании не выполняют правила по предоставлению места рядом с ними ребёнку с инвалидностью старше 12-ти лет, отказывают в возможности пронести на борт еду и напитки для него.
«Кроме того, если мы говорим про отели с концепцией all inclusive, которые преимущественно и выбирают для отдыха семьи с детьми с ОВЗ, необходимо ввести отдельные браслеты, чтобы персонал мог по ним распознавать людей, нуждающихся в особом отношении. Это нужно как минимум для того, чтобы такой человек не ушёл в одиночку с территории отеля, поскольку для него это опасно», — добавила она.
Николаева также указывает на то, что в обсуждении проблем, с которыми сталкиваются инвалиды во время туристических поездок, чаще всего речь идёт о людях, передвигающихся на колясках, реже вспоминают о тех, у кого есть проблемы со зрением, а об инвалидах с другими проблемами начинают говорить в самый последний момент.
Исполнительный директор специализированной туристической компании для людей с инвалидностью «Либерти» Мария Бондарь, комментируя возможное принятие нового закона, посетовала на то, что доступная среда в России развивается очень фрагментарно и зависит от человеческого фактора.
Многое, по её словам, зависит от связей, которые сложились исторически. Например, поступил в музей запрос от школы-интерната для незрячих детей, они начали сотрудничать, и это направление стало развиваться.
«Если есть люди, которым это важно, они ее сохраняют. А бывает, что, например, подъёмник есть, но он не работает, нет деталей, так и стоит зачехлённый», — говорит она.
Создание инфраструктуры для инвалидов — это большие затраты, и у объектов зачастую нет на это денег, объясняет ситуацию Бондарь. Особенно это заметно в удалённых от столицы регионах: на объекте, например, может быть создана доступная среда, но как до него добраться по разбитому асфальту на коляске — большой вопрос.
Бывают ситуации, что среда доступна лишь на словах. Люди приезжают и понимают, что воспользоваться ей невозможно. И пока не все объекты стали действительно доступными, нужно вести параллельную работу именно по предоставлению качественной достоверной информации в этом направлении.
В вагонах поездов — мало мест, в отелях — мало номеров
«Наш фонд организовывает участие в спортивных стартах для своих атлетов-подопечных в разных городах России, поэтому часто сталкивается с потребностью выезда и проживания вне дома людей с инвалидностью, — рассказала порталу Travel Profi директор Фонда развития инклюзии в спорте «Больше Чем Можешь» Анна Богданова. — Фонд работает с людьми с неврологическими нарушениями (ДЦП, синдром Дауна, аутизм), с людьми с проблемами опорно-двигательного аппарата».
По её словам, успешное развитие доступной среды наблюдается в больших городах: появляются номера для людей на инвалидных колясках, пандусы, повышается доступность вокзалов и аэропортов.
«Тем не менее, мы всё ещё сталкиваемся с некоторыми сложностями, например, когда нужно вывезти большую группу людей, так как количество мест в вагонах или номеров в отеле сильно ограничено», — пояснила она.
Представители гостиничных сетей при этом отмечают, что готовы принимать участие в госпрограммах, которые обеспечат создание комфортной среды для размещения людей с инвалидностью. Однако указывают на необходимость нести значительные затраты на это, что в конечном итоге скажется на стоимости заселения.
«Мы всегда просим гостей предупреждать перед заездом об особых потребностях, чтобы сотрудники подготовили номер, либо знали о том, что гостю нужно уделить большее внимание, помочь, сопроводить», — пояснили в AZIMUT Hotels. Там же отметили, что специальные условия по размещению собак-поводырей необходимо согласовывать при бронировании.
Сроки внесения изменений
Законопроект о внесении изменений в закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» внесён в Госдуму 10 июля 2024 года. В дальнейшем документу предстоит четыре стадии рассмотрения, на каждой из которых в него могут быть внесены изменения, затем он будет передан в Совет Федерации и, в случае принятия, отправлен на подпись президенту. Прогнозировать какие-либо сроки прохождения документа по всей процедуре крайне сложно.