История студии «Арт-позитив», находящейся в Иванове, интересна не только довольно быстрой историей успеха (за три года существования проект «приютил» более 50 семей, воспитывающих детей с ОВЗ), но и личностью создателя. За 48 лет своей жизни Александр Панкратов сменил множество профессий. По первому образованию он математик, работал учителем в школе, но сам признает, что педагогом оказался слабоватым, что особенно интересно звучит сейчас, когда он руководит обучающей студией для «особенных» детей. Затем он получил дипломы юриста и аудитора и незаметно для себя оказался на муниципальной службе — работал в ивановской мэрии, затем был главой поселения города Родники (24 тысячи человек населения, около 60 километров от областной столицы), после работал юристом в учебном центре. После 15 лет работы в разных должностях Панкратов во всём этом разочаровался.

Александр Панкратов

«В какой-то момент понял, что делаю что-то не то. Я свою жизнь проживаю в чьих-то чужих интересах, и порой они не коррелируют с моей личностью. Вернулся в Иваново, открыл бар, который успешно проработал до пандемии», — рассказывает он в интервью ТАСС.

Слово «байкер» вынесено в заголовок неслучайно — был и такой период в жизни Александра. «Жил в Родниках. Потерял работу, от меня ушла жена и лишился прав за пьяную езду — всё в один день. Друзья дали скутер, на него в то время ещё не нужны были документы. Потом был небольшой легкий байк. Когда вернул права, уже приобрёл мотоцикл Honda Magna. В клубах не состоял, но на открытие-закрытие байк-сезонов ездил. Всё-таки в этом есть определённый драйв, ощущение свободы», — говорит Панкратов о себе.

Этой части жизни он уделяет всё меньше и меньше времени, постоянно «пропадая» в студии, иногда даже ночует там.

Как появилась арт-студия для детей-инвалидов

Ещё владея баром, Александр понял, что его тянет к творчеству. Он перепробовал разные варианты занятий для себя: резьба по дереву, сварка, но в какой-то момент познакомился с ребятами, которые занимаются керамикой. В студии при Союзе художников Ивановской области, где занимался Панкратов, также проводились мастер-классы по керамическому искусству для детей с ОВЗ.

«Честно говоря, я брезговал, думал, они заразные. Это была моя главная профанация в жизни, я не понимал этого, не понимал, как с ними общаться. Казалось, что такого не должно существовать в принципе. Осознание пришло постепенно. Да, они особенные, но при этом такие же обычные дети. Да, до них тяжело достучаться, получить обратную связь — это подвиг, но им нужно помогать, нужно говорить обществу, что такие дети существуют и что они равноправная часть социума. Произошла революция в моей голове. Это меня сильно изменило. Мир перевернулся», — рассказывает мужчина в интервью ТАСС.

Он принял для себя решение заниматься с такими детьми на постоянной основе, а не только в формате разовых мастер-классов. Довольно быстро наладил контакт с детьми и их родителями. Постепенно студия разрасталась, стало не хватать помещения, да и арендная плата постоянно росла. Александр решил обратиться к ивановским чиновникам с разрешением «заселиться» в одно из заброшенных зданий, который в городе в избытке. В сентябре 2022 года чиновники пошли навстречу, разрешили занять помещение на 30 комнат общей площадью 400 квадратных метров, но предупредили, что финансовой помощи от мэрии ждать не стоит — все финансовые вопросы по ремонту и эксплуатации необходимо решать самостоятельно.

Работы учеников студии

«Это была самая настоящая заброшка — обрушивающиеся потолки, потрескавшиеся стены, окон, воды, проводки нет, батареи тоже не работают. Схватился за голову — как это всё привести в порядок?» — вспоминает Панкратов.

Помочь вызвались знакомые и незнакомые люди, которые просто приходили и включались в работу, приносили краску, шпатлевку, инструменты и многое другое. Работа в творческом пространстве, признается Александр, окружила его удивительными людьми, готовыми помочь как физически, так и материально. Деньги на необходимое оборудование удалось собрать, когда история Панкратова и его студии разлетелась по социальным сетям, в чем опять же помогли неравнодушные знакомые.

Кирпичное здание, где расположилась студия, — объект культурного наследия. Оно было создано в 1887 году для инженерных работников местной фабрики, здесь же располагался текстильный трест. Арт-пространство для детей с ОВЗ занимает весь его третий этаж.

Один из залов полностью отдан под выставочные проекты, сейчас здесь экспонируются картины преподавателя и студентов художественного училища им. Малютина. Всё бесплатно. В других залах активно идёт работа, ребята занимаются керамикой, живописью, моделированием из картона, делают кукол из ткани, прядут, ткут, но самое их любимое направление — «тай-дай» — роспись футболок.

«Это работа с пространственным воображением. Натуральные материалы заземляют, они погружают детей в реальность. И это даёт результаты. Сейчас постоянно ходит 53 семьи плюс человек 20, которые бывают время от времени. Но мы уже не стремимся к росту в количестве, а стремимся к росту в качестве», — говорит Александр.

Что дальше?

Недавно в студии появился психолог — и тоже человек не с самой стандартной биографией. Её зовут Моника Изабель Вожняк, родилась в Польше, в Россию переехала восесмь лет назад, а в 2019-м получила гражданство.

Монике было важно оценить работу студии со стороны, скорректировать методики, обеспечить художнику защиту от выгорания: занятия с особенными детьми не дают быстрого результата, как хотелось бы мастеру. Важно было понять, на что опираться педагогам в работе с ребятами.

«Художник — это человек с видением. Он видит, через себя преломляет и выдаёт результат. Что это для особенных детей? Это почти рождение личности, приобретение себя как личности. Ребята страдают от того, что видят всё вокруг, в том числе себя, предметно, как объект, — перенести, поставить. В связи с этим у них проблемы в межличностных отношениях, не могут работать в коллективе. Художник же видит всё абсолютно иначе и этим заряжает, он находит это видение в работе каждого ребёнка. Я логически понимаю, а душой пока нет, как в арт-студии достигли настолько быстро таких замечательных результатов. Некоторых детей знаю с предыдущей работы, где-то три года их не видела, и удивляет: дети слышат задачу, они могут удержать эту задачу, начинают ее выполнять», — рассказывает психолог в интервью ТАСС.

Ещё одним важным событием для студии стало приобретение ткацких станков для работы со льном. Александр Панкратов отмечает, для на следующий год у него большие планы в развитии этого направления: он собирается привести в порядок дворовую территорию, засадить её льном, который потом будет использоваться в работе. Для него важно, чтобы его подопечные — дети с синдромом Дауна, аутизмом и другими недугами — сами принимали в этом участие: посадили лен, потрепали, сделали из него пряжу, из пряжи соткали ткань, покрасили и получили своё изделие.

Александр Панкратов

Также в планах — купить песочные столы, чтобы ребята могли расслабиться в перерывах между занятиями. Словом, расходов много — помимо оплаты коммуналки, нужно постоянно докупать керамические массы, специальные краски, глазурь. Гончарные станки, печи для обжига — дорогостоящее оборудование. Средства собираются в интернете, помогают спонсоры, серьёзное подспорье — участие в конкурсах на получение грантов. Все личные сбережения Александра давно уже вложены в студию.