В Средние века понятия «инвалидность» попросту не было, хотя, конечно, люди обращали внимание на внешние проявления. Но, например, у крестьян всё было очень просто – больше внешней красоты ценилось трудолюбие. Если человек мог добывать себе пропитание и относительно свободно передвигаться, выполнять ту или иную работу, он был полноправным членом общества. Если какой-либо физический дефект не являлся препятствием к работе, рождению детей, передвижениям, то на это практически не обращали внимания.

Питер Брейгель - "Калеки" (1568 год, хранится в Лувре)

В аристократических же кругах внешние отличия от «нормы» значили гораздо больше. Дело в том, что браки использовались у дворян в бизнес-интересах, на кону всегда стояли большие деньги, имущество, влияние и т.д. Выдать замуж девушку с физическими недостатками было чрезвычайно сложно, даже если у неё было значительное приданое.

Как в средневековой Европе становились инвалидами

В наше время человек с инвалидностью может рассчитывать на социальную, медицинскую, юридическую, материальную поддержку со стороны государства или различных организаций. Да и жизнь в целом стала намного безопаснее. В Средние века такого, конечно же, не было. Шансов стать инвалидом, что называется, «на ровном месте», было гораздо больше.

Процесс рождения ребёнка значительно отличался от того, к чему мы привыкли сейчас. Повитуха, принимавшая роды при помощи примитивных средств, легко могла нанести увечье вполне здоровому младенцу. Привычных для нас лекарств, спасающих от различных болезней, тогда не было. Подхватив какой-либо вирус, человек за короткое время мог лишиться руки или ноги, перестать двигаться и т.д. Многочисленные войны практически не прекращались, любой солдат мог вернуться домой совсем не таким, как уходил на неё.

Да и неучастие в сражениях не являлось гарантией того, что средневековый житель был застрахован от инвалидности. Часто победители в войнах сознательно наносили увечья поверженной стороне, не разбирая, кто есть кто – воины, старики, дети… Известны случаи, когда жителям целых деревень отрезали языки или уши, но чаще всего практиковалось лишение зрения.

Картина времен Средневековья, изображено сражение

Известен случай, относящийся к событиям 12 века. Возглавлявший Крестовый поход против альбигойцев французский рыцарь граф Симон IV де Монфор со своим войском взял штурмом поселение Бран. За то, что его жители дали приют еретикам-катарам, военачальник приказал ослепить и лишить носов всех мужчин. Лишь одному жителю Брана оставили глаз, чтобы он мог пойти и рассказать всем об участи своих земляков.

Не стоит забывать и о том, что преступления, провинности, неподчинение правителю карались совсем не так, как сейчас. Целью наказания зачастую было не лишение жизни или свободы, причинение боли, публичное унижение, а максимальное осложнение дальнейшего существования отступника. Им также отрезали носы, уши, ступни, кисти, лишали глаз, языка и т.д.

Как жили средневековые инвалиды

Получив инвалидность, человек в большинстве случаев оставался в своём привычном социальном кругу. Потерять после утраты здоровья положение в обществе можно было только при неблагоприятном стечении сразу нескольких обстоятельств. Стать бездомным нищим мог только тот, кто помимо здоровья потерял семью и имел такой физический недостаток, который мешал приносить пользу обществу.

Об инвалидах заботились семьи, предоставляя жильё и пропитание, но при этом человек должен был в меру своих возможностей выполнять какую-то работу. О судьбе работника, который получил тяжёлую травму на производстве, часто заботился работодатель. Существовали законы, которые регламентировали такую помощь. В позднем Средневековье об утративших трудоспособность заботились гильдии (аналог современных профсоюзов).

Монашеская келья 12-13 веков

Но даже у тех несчастных, которые потеряли всё, от которых отвернулись родственники, друзья, коллеги, оставался небольшой шанс на крышу над головой и кусок хлеба – их принимали к себе монастыри. Таких обителей было немного, но, оказавшись в таком месте, инвалид мог рассчитывать на возможность жить не голодая.