В нашу повседневную речь для выражения обиды, нанесения оскорблений и прочих проявлений негативных эмоций прочно вошли такие слова как «даун», «идиот», «инвалид», «псих», «сумасшедший». Такую лексику называют психофобной. Психологи утверждают, что использование подобных слов способно нанести реальный вред людям с ментальными и физическими особенностями, их положению и образу.
Каждый раз использование таких терминов для оценки действий какого-либо человека закрепляет стереотип о том, что недальновидные решения, некорректные поступки, необоснованные выводы связаны с ментальными особенностями и психическими отличиями. Это формирует общественное мнение, связанное с тем, что человек с инвалидностью глуп, агрессивен, неспособен общаться с другими людьми, не может анализировать свои действия, не приспособлен к жизни в социуме.
Применение психофобной лексики приводит к снижению статуса людей с инвалидностью в обществе. Она формируется на основе конкретных психиатрических терминов: «даун», «идиот», «кретин», «аутист» и «шизофреник» относятся именно к таким словам. Чаще всего такие слова используются для критики, осуждения, выражения несогласия с чьим-либо мнением, а также — попросту для оскорблений.
С другой стороны, использование слов «нормальный» и «полноценный» в социальном контексте также подчёркивает превосходство некой «нормы» как единственно возможного и полноправного состояния человека.
Негативное отношение к людям с инвалидностью приводит ко вполне реальным проблемам. Так, согласно данным различных исследований, они имеют в среднем значительно более низкие оклады и низкую занятость, несмотря на заинтересованность в работе и достаточную квалификацию.
Это явление в научной среде получило название эйблизм (от английского слова able – способный). Этот термин означает набор убеждений, представляющих людей с инвалидностью как неполноценных, ослабленных или повреждённых. Согласно данным официальной статистики, более 8% жителей России имеют тот или иной тип инвалидности. Это самая большая социальная группа, которая подвержена маргинализации в глазах общества. Проблема в том, что качество жизни человека с инвалидностью часто измеряется по стандартам людей, которые инвалидности не имеют.
По сути, эйблизм конструирует неравенство в языке через принижение одной группы перед другой. Как и в случае с другими формами угнетения, люди не всегда отдают себе отчёт в том, что используют эйблистскую лексику и наносят кому-то вред.
В эйблизме выделяют две крайние формы отношения к людям с ОВЗ — враждебную (негативную) и доброжелательную (позитивную). Враждебная форма представляет собой принижение человека с инвалидностью через демонстрацию превосходства. Другая крайность (доброжелательная форма) — сознательное преувеличение достижений людей с инвалидностью, восхищение преодолением «недостатков», покровительство и оказание непрошенной помощи.
Ниже приведены выражения, которые являются примерами психофобной лексики и эйблизма:
— Ты отсталый, что ли?
— Так поступают только сумасшедшие…
— Вау, это настоящая шиза, тут так необычно!
— Чего ты трясешься, как дэцэпэшник?
— Ну это просто «слепой ведёт слепого».
— Этот политик просто псих, его законопроект по экологии не выдерживает никакой критики.
— Ты глухая? Где отчёт?
— У меня точно ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), так часто я убираюсь в своей квартире.
— В психушке пора отдохнуть от такой работы.
— Ты такой классный, я даже не считаю тебя инвалидом.
Как правильно говорить о человеке с инвалидностью? Или с ним? Основное правило: сперва указание на личность, а потом на заболевание или клинически значимое отличие.
Вместо использования слова «инвалид» корректным будет выражение «человек с инвалидностью», вместо «аутист» и «даунёнок» — «человек с аутизмом» и «ребёнок с синдромом Дауна», вместо «психи» — «люди с психиатрическим опытом», вместо «умственно отсталый» — «человек с интеллектуальной инвалидностью» или «со сложностями обучения».
В случае с выражением экспрессии с помощью производных от слов «сумасшедший» и «псих» лучше найти в богатом русском языке слова из сотен синонимов: «интересный», «захватывающий», «удивляющий», «расстраивающий», «глубоко задевающий», «непонятный», «дерзкий», «специфический», «интригующий» и т.д.
А если вы общаетесь с человеком с инвалидностью и не знаете, как выразиться так, чтобы не обидеть его, — просто спросите.
Материал подготовлен на основе статьи Анны Макарчук и Елены Гориновой в издании Forbes